Ежегодно у школьников первое место среди хронических заболеваний занимают заболевания глаз и опорно-двигательного аппарата. На развитие данных групп заболеваний немаловажное влияние оказывает неправильно подобранная школьная мебель.
Так, при неправильном подборе высоты стула относительно высоты учебного стола сидящий за партой школьник вынужден поднимать или опускать правое плечо во время письма, что приводит к асимметрии тела, последующим нарушениям осанки, происходят изменения и в органе зрения, поскольку сокращается или увеличивается расстояние от глаз до рабочих поверхностей.
Всего существует 7 групп мебели, каждая из которой соответствует определенному росту детей. В настоящее время во многих образовательных учреждениях используется так называемая «растущая» мебель – мебель, позволяющая расти вместе с ребенком. Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), должны менять местами, не нарушая соответствия мебели их росту.
Значительную роль во время учебных занятий играет правильная, наименее утомительная рабочая поза,которую должен знать каждый школьник:
- сидеть глубоко на стуле,
- ровно держать тело и голову,
- ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах,
- ступнями опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.
Расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев.
Но профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата будет не эффективна, если дома у ребенка не будут соблюдаться те же требования.