Стратегия 2030
Краткий отчет о соблюдении порядка подготовки, обсуждения (экспертизы) и рассмотрения проекта стратегии муниципального образования, утвержденного Методическими рекомендациями.
Разработка стратегии социально-экономического развития Березовского городского округа осуществлялась согласно постановлению Правительства СО № 208-ПП от 30.03.2017 «О методических рекомендациях по разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Свердловской области».
1. Приняты документы, которыми закреплены ответственные (рабочая группа) за процесс разработки Стратегии.
Создан Координационный совет стратегического развития и пять экспертных советов.
(Постановление № 419 от 20.06.2016 года «Об утверждении Положения о Координационном совете стратегического развития Березовского городского округа».
Постановление № 601 от 06.09.2016 года «Об утверждении состава Координационного совета стратегического развития Березовского городского округа».)
Основная роль разработки выпала на экспертные советы, в состав которых вошли представители власти, общественности, бизнеса, науки, СМИ (как муниципальных, так и частных).
2. Приняты распорядительные документы, определяющие порядок разработки Стратегии.
(Постановление № 832 от 30.12.2016 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации Стратегии социально-экономического развития Березовского городского округа на долгосрочный период».
Распоряжение № 370 от 08.09.2017 «Об утверждении плана мероприятий по разработке стратегии социально–экономического развития и перечня должностных лиц, ответственных за разработку стратегии социально – экономического развития Березовского городского округа на долгосрочный период»
Утверждена матрица стратегического управления – система ответственных за разработку Стратегии по направлениям.)
С целью формирования Стратегии, как документа общественного согласия, документа, определяющего приоритетные направления и параметры развития нашего города в процесс разработки документа были активно вовлечены представители власти, науки и образования, бизнеса и общественности.
На проектных площадках в рабочих группах они высказывали свое видение дальнейшего развития города. Проведено 10 рабочих встреч и мозговых штурмов.
В работу экспертных советов включались специалисты, профессионалы по отдельным направлениям. Так, например, при разработке темы «городское пространство» отделом инвестиционного развития администрации был привлечен внешний эксперт, известный в России урбанист Святослав Мурунов.
Благодаря стратегическим сессиям и активному участию жителей в них, мы смогли разобрать проблемы и возможности территории, сформировали стратегические направления и цели социально-экономического развития, рассмотрели как вопросы развития малого и среднего предпринимательства, так и вопросы финансирования приоритетных местных проектов, в том числе социальных.
Детально проработана каждая сфера жизни общества, определены имеющиеся ресурсы. Материалы и рекомендации, полученные в рамках общественной работы, легли в основу разработки стратегического документа развития города.
Анализ социально-экономического развития муниципального образования (кратко), оценку уровня развития всей инфраструктуры и ее потенциала, системные проблемы.
Проведен SWOT-анализ Березовского городского округа. Выявлены сильные и слабые стороны и возможности и угрозы внешних и внутренних факторов оказывающих влияние на развитие городского округа.
Наиболее значительные слабые стороны и угрозы:
1. Угроза опасных явлений: провалы и сдвижения горных пород, вследствие суффозионных процессов и обрушений старых горных выработок.
2. Затруднения при въезде/выезде в г.Екатеринбург
3. Развитие транспортной инфраструктуры отстаёт от роста уровня автомобилизации
4. Высокая степень износа инженерных сетей тепло-, водоснабжения, водоотведения и объектов электрохозяйства.
5. Наличие ветхого и аварийного жилищного фонда.
6. Недостаток учреждений и специалистов в сфере здравоохранения.
7. Недостаток мест в общеобразовательных учреждениях, процент обучающихся во втору смену составляет 27%.
8. Недостаток учреждений дополнительного образования.
Сильные стороны:
1. Близость к мощному промышленному центру
2. Наличие свободных земель
3. Многоотраслевая структура экономики
4. Активность населения в экономической сфере
5. Свободные производственные мощности
6. Достаточно ёмкий потребительский рынок
И отсюда возможности:
1. Возможность размещение перспективных жилых районов
2. Эффективное наращивание и использование экономического и интеллектуального потенциала
3. Создание реальных стимулов для ключевых отраслей промышленности, инвесторов, малого предпринимательства
Анализ социально-экономического развития Березовского городского округа показывает
Пополнение населения городского округа молодежью.
Увеличение рождаемости.
Устойчивый экономический рост.
Развитие и улучшение нормативной правовой базы, стимулирующей привлечение инвестиций.
Повышение инвестиционной привлекательности городского округа.
Приоритетный сценарий социально-экономического развития муниципального образования и проиллюстрировать его показателями социально-экономического развития.
Рассматривалось 3 агломерационных сценария развития: Инерционный сценарий, при котором сохраняются существующие параметры естественного воспроизводства населения и миграционного прироста. Его основные характеристики до 2035 года (от базового 2015 года):
Объем нового жилищного строительства 1 590,0 тыс.кв.м.;
Численность населения 89 тыс.чел. (рост- 1,20).
Консервативный сценарий (средний):
Объем нового жилищного строительства 4 492,9 тыс.кв.м.;
Численность населения 150,8 тыс.чел. (рост- 2,04).
Агломерационный сценарий, предполагает существенный рост численности преимущественно за счет дополнительного миграционного притока. Основная проблема при реализации этого сценария возникает с наполнением доходной базы бюджета для обеспечения текущей потребности и потребности на развитие инфраструктуры:
Объем нового жилищного строительства 9 724,9 тыс.кв.м.;
Численность населения – 285,9 тыс.чел. (рост- 3,87).
В качестве приоритетного сценария развития Березовского городского округа на долгосрочную перспективу определен консервативный сценарий агломерационного развития.
Развитие Березовского ГО предполагается за счет жилищного строительства и развития промышленных и логистических узлов г.Березовского.
Основные показатели социально-экономического развития к 2035 году: общий объем жилищного фонда – 6568,5 тыс.кв.м., ввод нового жилья 4492,85 тыс.кв.м.; 150,8 тыс.чел. – численность населения БГО; количество рабочих мест (число занятых в экономике) – 75,5 тыс..
Обоснование выбранной специализации муниципального образования и приоритетных направлений развития.
Близость г.Березовского к мощному промышленному центру - г.Екатеринбургу определяет его благоприятное геополитическое и географическое положение:
- близость к развивающейся транзитной транспортной инфраструктуре;
- наличие свободных земель;
- относительно благополучная экологическая ситуация;
- свободные производственные мощности;
- многоотраслевая структура экономики.
Все это является предпосылками для размещения на базе территории Березовского ГО перспективных жилых районов с полноценной структурой социального обслуживания, логистических центров, технопарков, высокоэффективных и экологически безвредных промышленных предприятий.
1) Создание крупного планировочного района к юго-востоку от города («Зеленая долина»).
2) Развитие системы промышленных и логистических узлов и районов.
3) Усиление общественной, культурной и досуговой роли ядра исторически сложившегося центра города Березовского.
4) Создание системы общественно-деловых центров планировочных и жилых районов.
5) Формирование развитой транспортной инфраструктуры города.
Формирование «контактных зон» природно-ландшафтного и урбанизированного ландшафтов.
На перспективу Березовский обладает высоким селитебным потенциалом в части строительства многоквартирного жиль, достаточно высоким уровнем промышленного, транспортно-логистического, рекреационного и экологического потенциала.
стратегические направления Стратегии:
1. Сохранение и развитие человеческого потенциала
2. Развитие экономического потенциала
3. Развитие инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства
4. Развитие транспортной инфраструктуры
5. Экология. Благоустроенная среда. Рекреационные зоны
6. Безопасность
7. Развитие гражданского общества
8. Градостроительство и землепользование
Обоснование главной цели, подцелей, задач и ожидаемых результатов муниципальной стратегии.
Цель Стратегии 2030:
«Динамично развивающаяся территория, где созданы все условия для развития экономики, социального и экологического благополучия населения, при сохранении уникальности территории округа».
Разработано 8 приоритетных стратегических направлений развития Березовского городского округа:
1. Сохранение и развитие человеческого потенциала;
2. Развитие экономического потенциала;
3. Развитие инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства;
4. Развитие транспортной инфраструктуры;
5. Экология. Благоустроенная среда. Рекреационные зоны;
6. Безопасность;
7. Развитие гражданского общества;
8. Градостроительство и землепользование.
По каждому сформулированы подцели, задачи, ожидаемые результаты и перечень проектов развития.
В качестве основных подцелей стратегии Березовского городского округа выбраны:
1. Сохранения и развития физического и духовного здоровья жителей Березовского городского округа;
2. Развитие промышленного комплекса Березовского городского округа за счет создания конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности. А также создание максимально комфортных условий для старта и ведения бизнеса на территории Березовского городского округа, формирование эффективной системы привлечения инвестиций и сопровождения инвестиционных проектов;
3. Обеспечение растущих потребностей населения в повышении комфортности жилья, качества жилищно-коммунальных услуг, уровня безопасности жилищного фонда и инженерно-технической инфраструктуры, а также энергобезопасности округа;
4. Создание транспортной системы округа, удобной для жизни населения в условиях высокого уровня автомобилизации на основе проведения сбалансированной транспортной политики, включающей в себя улучшение качества услуг пассажирского транспорта и совершенствование магистральной улично-дорожной сети;
5. Создание комфортных условий проживания на основе улучшения качества окружающей среды и благоустройства территории городского округа. Обеспечение экологической устойчивости и повышение экологической безопасности систем жизнедеятельности;
6. Системное обеспечение общественной безопасности муниципального образования; устранение негативных воздействий угроз общественной безопасности; создание условий для эффективной деятельности и взаимодействия государственных, муниципальных, общественных, иных организаций, правоохранительных органов, объединение их усилий для создания общественно безопасной среды проживания;
7. Градостроительное обеспечение стратегии развития Березовского городского округа, взаимодействие стратегического и градостроительного планирования на основе отраслевого и интегрального прогнозирования, направленного на устойчивое развитие городского округа на основе эффективного использования территориального потенциала и формирование благоприятной среды жизнедеятельности граждан.
Ожидаемые результаты реализации Стратегии представлены на слайде.
Обоснование главной цели, подцелей, задач и ожидаемых результатов стратегии пространственного развития муниципального образования.
Цель Стратегии пространственного развития: «Устойчивое развитие городского округа на основе эффективного использования территориального потенциала».
В рамках достижения стратегической цели установлены следующие ключевые задачи Стратегии пространственного развития:
1. Формирование комфортной окружающей среды на территории Березовского городского округа;
2. Преобразование территории городского округа, направленное на социально-экономическое развитие;
3. Развитие транспортной сети.
Ожидаемые результаты реализации Стратегии пространственного развития Березовского городского округа:
1) позволит городскому округу добиться устойчивого развития на основе комплексного освоения неэффективно используемых существующих пространств, обладающих потенциалом для преобразований, развития и обновления системы транспортных коммуникаций и других элементов инфраструктуры;
2) позволит сделать механизмы управления и планирования городского округа открытыми, даст возможность населению, общественным организациям и представителям различных профессиональных отраслей принимать участие в выборе стратегических решений и содействовать в их успешной реализации;
3) раскрывает основные цели и ориентиры пространственного развития городского округа на долгосрочный период, способствует повышению качества жизни всех категорий граждан и реализации всех запланированных пространственных преобразований городского округа;
4) демонстрирует направленность действия местных властей не только на решение частных задач в вопросах освоения территорий городского округа, но и на постановку целей, призванных обеспечить устойчивое пространственное развитие и процветание городского округа;
5) содержит идеи, принципы пространственного развития, определяет места приложения внешних и внутренних инвестиций с учётом видения и перспектив пространственного развития городского округа;
6) является действенным инструментом формирования и поддержания конкурентной способности городского округа в ходе планомерного развития его территорий в сравнении с другими муниципалитетами, его преимуществ в привлечении инвестиций;
7) вовлекает население городского округа в качественные партнёрские (в контексте процесса развития пространств) отношения с местными властями, общественными организациями, предпринимательскими структурами;
8) позволяет обеспечить консолидацию усилий активных представителей сообщества, направленных на развитие территорий городского округа, которые являются наиболее перспективными;
9) является обязательным условием выполнения, выдвигаемым при реализации проектов, преобразующих пространство городского округа.
Планируемые к разработке и реализации на территории муниципального образования проекты, которые могут оказать существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования, в том числе в рамках межмуниципального сотрудничества. (Приложение 5)
Проекты, планируемые к разработке и реализации на территории Березовского городского округа, которые окажут существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования:
1. Строительство общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций в рамках программы «Современная образовательная среда»;
2. Развитие дорожной сети (межмуниципальный проект);
3. Создание резервного водоснабжения за счет очистки шахтных вод Березовского рудника (межмуниципальный проект);
4. Реконструкция очистных сооружений.
5. Строительство культурно-досугового центра.
Проект Стратегии социально - экономического развития администрации Березовского городского округа до 2030 года размещен во вкладке СТРАТЕГИЯ2030
Файлы для скачивания
Стратегия социально-экономического развития БГО до 2030 года (zip, 503.33 KB) Презентация проекта стратегии социально-экономического развития БЕРЁЗОВСКИЙ 2030 (ppt, 6.37 MB) О концепции развития БГО_ Стратегия(презентации) (zip, 4.31 MB) Экспертиза проекта Стратегии2030 (pdf, 551.46 KB) Экспертные советы. Руководители (docx, 15.71 KB) Стратегические сессии (протоколы) (zip, 2.4 MB) Порядок работы по Стратегии (презентация) (ppt, 2.28 MB) Постановление администрации БГО 419 от 20.06.2016 (pdf, 128.72 KB) Постановление администрации БГО 601 от 06.09.2016 (pdf, 106.27 KB) Постановление администрации БГО от 31.10.2017 №865 (pdf, 3.4 MB)