Профилактическое мероприятие по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
Принимая во внимание высокую тяжесть последствий ДТП, а также положительную динамику снижения дорожно-транспортных происшествий в период проведения профилактических мероприятий на территории Березовского городского округа в период с 16.02.2016 по 18.02.2015 проведено оперативно-профилактические мероприятия «Безопасная дорога».
Цель мероприятия - сохранение жизни и здоровья маленьких пассажиров. С начала 2016 года на территории Свердловской области включая г. Березовский, наблюдается рост ДТП с участием детей пассажиров. Дети, травмированные в ДТП, как было уже сказано являлись пассажирами, и практически все пострадавшие, как выяснялось перевозились с нарушение правил перевозки.
В течение трех дней подряд в утреннее время на территории г. Березовского сотрудники ОГИБДД ОМВД России по г. Березовскому, вышли на дежурство к детским садам и школам г. Березовского, чтобы проконтролировать соблюдение водителями правил перевозки детей. Особое внимание уделялось использованию родителями детских автокресел и ремней безопасности. За три дня проведения операции было выявлено 38 водителей, перевозящих детей без детского удерживающего устройства. На данных водителей составлены протоколы об административных правонарушениях, проведена беседа о необходимости использования детского удерживающего устройства при перевозке детей. Кроме того, 50 % водителей перевозили детей на детских удерживающих устройствах, которые не соответствуют их росту и весу.
Хочется заметить, что принципиальная необходимость фиксации ребенка в автомобиле в специальном «детском кресле» или штатным ремнем безопасности, а не на руках матери, обусловлена тем, что при резком торможении или ударе со скоростью в 50 км/час вес пассажира-ребенка возрастает примерно в 30 раз. Именно поэтому, перевозка ребенка на руках считается самой опасной. Так, если вес ребенка 10 кг, то в момент удара он будет весить уже около 300 кг, и удержать его от резкого удара о переднее кресло или ветровое стекло, практически невозможно. Кроме того, взрослый в этом случае способен раздавить ребенка своим весом.
Госавтоинспекция напоминает, что согласно п. 22.9 ПДД РФ «Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детских удерживающих устройств». Главное правило при перевозке детей в автомобиле – это использование тех детских удерживающих устройств, которые действительно соответствуют росту и весу ребенка.
Важно понимать, что от выбора детского удерживающего устройства напрямую зависит безопасность ребенка. Статистика говорит о том, что именно полноценные детские автокресла имеют значительное преимущество над бустером или адаптером. Находясь в бустере голова, а так же верхняя часть туловища ребенка никак не защищены, и в случае бокового удара ребенок получает травмы о боковые стойки автомобиля, в то время как детское автокресло имеет подголовник и выступы, что дополнительно защищает маленького пассажира от травм в случае дорожно-транспортного происшествия. К сожалению, именно по этой причине тяжелые травмы получил двухлетний малыш под Первоуральском 16 января 2016 года, который также перевозился с нарушением требований безопасности - в бустере, не соответствующем его росту и весу. Он ударился головой о кузов автомобиля и около недели находился в коме.
Потребность в различных адаптерах возникает в том случае, если штатный ремень пролегает по шее ребенка, а происходит это тогда, когда родители пересаживают ребенка в бустер очень рано, при росте менее 135 см. Фактически адаптер корректирует положение штатного ремня, таким образом, что он убирается от шеи, но нижний и верхний части ремня образуют пучок в области брюшной полости. В случае аварии этот пучок передавит внутренние органы и итог будет тем же самым, что и при пролегании ремня по шее ребенка. То есть, адаптер ремня можно назвать муляжом удерживающего устройства, который не предназначен для защиты ребенка, а служит иллюзией, вводя в заблуждение многих родителей. Кроме этого, адаптер вообще не защитит от бокового удара. Так, 22 января 2016 года произошло ДТП, в котором 3 человека получили травмы различной степени тяжести и погибла десятилетняя пассажирка автомобиля «Джили Имгрант». Девочка в момент ДТП находилась в автомобиле с родителями на заднем сиденье и была пристегнута ремнем безопасности с помощью адаптера ремня «Фэст». Сработавшие подушки безопасности позволили сохранить жизнь родителям девочки, но ребенок получил смертельные травмы, ударившись головой о жесткую конструкцию кузова автомобиля.
Детское же автокресло — это удерживающее устройство для транспортировки детей в автомобиле, которое предназначено для маленьких пассажиров от рождения до достижения ими роста 150 см (или веса 36 кг). Главная задача автокресла — обеспечить безопасность ребенка в аварии, при экстренном торможении или резких маневрах. Его польза очевидна — детское автокресло снижает вероятность смертельной травмы на 75%.
Напомним, что в соответствии с п. 2.1.1. ГОСТ Р 41.44-2005 (Правила ЕЭК ООН N 44) детские удерживающие устройства подразделяют на пять весовых групп: группа 0- для детей массой менее 10 кг; группа 0+ - для детей массой менее 13 кг; группа I - для детей массой 9-18 кг; группа II - для детей массой 15-25 кг; группа III - для детей массой 22-36 кг.
В соответствии с исследованиями, наиболее безопасно располагать автокресло по центру заднего сиденья, так вероятность получения травм ребенком значительно снижается при дорожно-транспортных происшествиях.
Не менее важно правильно закрепить детское кресло. К сожалению, до сих пор некоторые родители идут на поводу капризов ребенка и не пристегивают ребенка, в соответствии с инструкцией к ДУУ, ремнями безопасности, объясняя это тем, что ребенок устал, и его нужно было отстегнуть.
В связи с этим хочется напомнить, что просто наличие детского кресла в салоне автомобиля не говорит о соблюдении пункта 22.9 ПДД, но, что намного важнее, не защитит маленького пассажира от травмирования в случае дорожно-транспортного происшествия.
Мероприятия данного характера в г. Березовском будут продолжены, и очень бы хотелось, чтобы выявления нарушений правил перевозки наших маленьких пассажиров сводились к нулю. Ведь жизнь ребенка – это самое главное для любого родителя.