г. Березовский, ул. Театральная, д. 9
Права потребителей при обнаружении недостатков объекта долевого строительства
Требования к качеству жилого помещения, приобретаемого потребителем по договору долевого участия в строительстве жилья, устанавливаются в ст. 7 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Застройщик обязан передать потребителю жилое помещение, качество которого соответствует:
1)условиям договора долевого участия,
2)требованиям технических регламентов,
3)требованиям проектной документации и градостроительных регламентов,
4)иным обязательным требованиям.
При передаче жилого помещения застройщик обязан передать потребителю инструкцию по эксплуатации жилья.
В инструкции должна быть указана следующая необходимая и достоверная информация:
- о правилах и об условиях эффективного и безопасного использования помещения,
- срок службы помещения и входящих в его состав элементов отделки, систем инженерно-технического обеспечения, конструктивных элементов, изделий.
Гарантийный срок на жилое помещение:
С 01 сентября 2024 г. установлены следующие гарантийные сроки:
- на жилое помещение - не менее чем три года.
Срок исчисляется со дня передачи помещения, если иное не предусмотрено договором. Стороны вправе в договоре предусмотреть иную дату начала исчисления гарантийного срока, а также увеличить гарантийный срок.
- на технологическое и инженерное оборудование, входящее в состав передаваемого жилого помещения, - не менее чем три года.
Указанный гарантийный срок исчисляется со дня подписания первого передаточного акта или иного документа о передаче жилого помещения (например, односторонний передаточный акт). Стороны не вправе по своему усмотрению устанавливать иную дату начала течения этого срока.
Выявление недостатков в жилом помещении.
Недостатки могут быть выявлены в момент принятия жилого помещения и в процессе его эксплуатации. Если недостатки обнаружены потребителем при принятии жилья, он вправе отказаться от подписания передаточного акта и потребовать застройщика составить акт о выявленных недостатках для их последующего устранения.
Застройщик не несет ответственность за недостатки, выявленные в процессе эксплуатации жилого помещения, если докажет, что они произошли вследствие:
- нормального износа,
- нарушения требований технических регламентов, градостроительных регламентов, иных обязательных требований к процессу эксплуатации помещения,
- ненадлежащего ремонта, проведенного самим потребителем или привлеченными им третьими лицами,
- нарушения условий пользования, предусмотренных переданной участнику долевого строительства инструкцией по эксплуатации жилья.
Права потребителя при выявлении недостатков в жилом помещении.
В случае выявления в жилом помещении отступлений от условий договора и (или) обязательных требований, приведших к ухудшению качества жилья, или иных недостатков, которые делают помещение непригодным для использования потребитель вправе обратиться к застройщику с письменной претензией и потребовать по своему выбору:
1) безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
2) соразмерного уменьшения цены договора;
3) возмещения своих расходов на устранение недостатков.
В случае выявления существенного нарушения требований к качеству жилого помещения или не устранения застройщиком выявленных недостатков в установленный потребителем разумный срок потребитель в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора и потребовать от застройщика возврата уплаченных по договору денежных средств и уплаты процентов.
При этом существенные недостатки оцениваются в каждом конкретном случае!
Нарушение застройщиком сроков устранения недостатков.
При нарушении срока устранения выявленных в жилом помещении недостатков застройщик обязан уплатить потребителю неустойку (пени) за каждый день просрочки.
С 1 сентября 2024 г. неустойка определяется в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в период соответствующего нарушения, и исчисляется от стоимости расходов, необходимых для устранения недостатков (дефектов), или от суммы, подлежащей возмещению участнику долевого строительства.
Исчисленная таким способом неустойка уплачивается застройщиком потребителю – гражданину в двойном размере.
Обращение с иском в суд.
Если застройщик не выполнит требования потребителя, заявленные в претензии в добровольном порядке, потребитель имеет право обратиться с иском в суд.
За отказ от удовлетворения требований потребителя в добровольном порядке суд взыскивает с застройщика в пользу потребителя штраф, который с 1 сентября 2024 г. установлен в размере 5 % от взысканной судом суммы.
Специалисты по защите прав потребителей напоминают о том, что в случае возникновения спорных ситуаций с продавцом товаров (работ, услуг), за оказанием консультационной помощи, составлением претензии или искового заявления в судебные инстанции можно обращаться в консультационные пункты для потребителей (контактные данные можно найти по ссылке http://кц66.рф).
Единый консультационный центр Роспотребнадзора 8-800-555-49-43.
Памятка подготовлена Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».
Ссылка на сайт www.66.rospotrebnadzor.ru.
Файлы для скачивания
Памятка обнаружение недостатков в объекте долевого строительства (docx, 287.26 KB)