г. Березовский, ул. Театральная, д. 9

Федеральная налоговая служба информирует: выпуск квалифицированной электронной подписи и о преимуществах использования типовых уставов

C 1 января 2022 года на ФНС России возлагаются функции по выпуску квалифицированной электронной подписи юридических лиц (лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), индивидуальных предпринимателей и нотариусов в соответствии с законодательством об электронной подписи. 

Чтобы обеспечить «бесшовный» переход от платной к соответствующей безвозмездной государственной услуге по выпуску электронной подписи с 5 июля 2021 года получить квалифицированную электронную подпись можно в Удостоверяющем центре ФНС России. 

Сделать это могут все юридические лица и индивидуальные предприниматели с учетом следующих ограничений: 

Удостоверяющий центр ФНС России выдает квалифицированные сертификаты только юридическим лицам (лицу, действующему от имени компании без доверенности) и индивидуальным предпринимателям; 

Сертификат выдается в единственном экземпляре только руководителю организации;

Квалифицированный сертификат физического лица, а также лица, планирующего действовать от имени юридического лица по доверенности, можно получить в коммерческих аккредитованных удостоверяющих центрах; 

Квалифицированные сертификаты для заявителей выпускаются территориальными налоговыми органами. Заявитель должен лично прибыть в точку выдачи, предоставить паспорт и СНИЛС и пройти процедуру идентификации;

Закон не предусматривает получение какого-либо из перечисленных вариантов ЭП по доверенности;

Квалифицированный сертификат записывается на предоставляемый заявителем носитель ключевой информации, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России. УЦ ФНС России поддерживает ключевые носители формата USB Тип-А, в частности: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT и другие, соответствующие установленным требованиям. Приобрести такие носители можно у дистрибьюторов производителей и в специализированных интернет-магазинах. Кроме того, можно использовать уже имеющиеся носители при условии их соответствия требованиям. Один ключевой носитель может использоваться для хранения нескольких (до 32 экз.) КЭП и сертификатов к ним, выданных как коммерческими, так и государственными УЦ. 

Для подготовки заявления на выдачу квалифицированного сертификата, а также приобретения ключевых носителей можно обратиться к оператору электронного документооборота. Полученные квалифицированные сертификаты имеют срок действия 15 месяцев и могут использоваться для сдачи отчетности и ведения хозяйственной деятельности в рамках Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». 

Пользователи, получившие КЭП в УЦ ФНС России для получения технической поддержки могут обращаться по телефону Единого контакт-центра ФНС России: 8-800-222-2222. 

С 1 июля 2021 года лица, имеющие право действовать без доверенности от имени организации, и индивидуальные предприниматели могут подать заявление на выпуск КЭП через «Личный кабинет налогоплательщика – физического лица». 

С 1 января 2022 года вступают в силу дополнительные ограничения: 

- Квалифицированную электронную подпись кредитных организаций, операторов платежных систем, некредитных финансовых организаций можно будет получить только в Удостоверяющем центре Центрального банка Российской Федерации; 

- Квалифицированную электронную подпись должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственному органу или органу местного самоуправления организации можно будет получить только в Удостоверяющем центре Федерального Казначейства; 

- Квалифицированную электронную подпись физических лиц, а также лиц, действующих от имени юридического лица по доверенности, можно будет получить в коммерческих удостоверяющих центрах после их переаккредитации.


О преимуществах использования типовых уставов.

Согласно п. 2 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество с ограниченной ответственностью (общество) может действовать на основании утвержденного его учредителями (участниками) устава общества либо типового устава, утвержденного уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного в соответствии с федеральным законом, включены в состав сведений о юридических лицах, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) (подпункт «е» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ)).

Приказом Минэкономразвития России от 01.08.2018 № 411 «Об утверждении типовых уставов, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью» утверждено 36 вариантов типовых уставов.

С 25 ноября 2020 года документы для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляются в регистрирующий орган по новым формам (утверждены приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@), в которых реализована возможность отражения сведений о том, что общество действует на основании типового устава.

На основании типового устава могут действовать как вновь созданные, так и уже действующие общества.

Номер выбранного устава необходимо указать в заявлении при формировании комплекта документов для государственной регистрации создаваемого общества или внесения изменений в ЕГРЮЛ в отношении действующего общества (при принятии решения о том, что общество в дальнейшем будет действовать на основании типового устава).

На сайте ФНС России размещён сервис «Выбор типового устава», с помощью которого общество может выбрать конкретный вариант типового устава юридического лица. Чтобы сервис автоматически подобрал подходящий устав, достаточно ответить на семь вопросов.

Выбор типового устава общества зависит от следующих условий:

- возможен ли выход участника из общества;

- необходимо ли получать согласие участников ООО на отчуждение доли третьим лицам;

- предусмотрено ли преимущественное право покупки доли;

- разрешено ли отчуждение доли другим участникам без согласия остальных;

- возможен ли переход доли к наследникам и правопреемникам участников без согласия остальных;

- избирается ли директор отдельно или каждый участник общества выступает директором по умолчанию;

- удостоверяет ли нотариус решение общего собрания общества и состав участников, присутствовавших при его принятии.

Основные преимущества использования типового устава:

- экономия времени на составлении и утверждении устава общества, на его оформлении для государственной регистрации; 

- типовой устав в регистрирующий орган не представляется;

- при изменении наименования, места нахождения и размера уставного капитала общества изменения в устав не вносятся, так как сведения о наименовании ООО, месте нахождения и размере уставного капитала не содержатся в типовом уставе, такие изменения вносятся только в ЕГРЮЛ;

- при переходе общества со своего собственного устава на типовой государственная пошлина не уплачивается.