Главная
/
Новости
/
Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова сегодня провела онлайн-встречу с главными редакторами СМИ
Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова сегодня провела онлайн-встречу с главными редакторами СМИ
Омбудсмен принимала участие в работе над поправками в Конституцию.
- Для меня это было очень непросто решение - дать согласие, но осознанное, - призналась Татьяна Георгиевна. - Мне очень помогал в работе депутат Государственной думы от Свердловской области Павел Крашенинников. Люди присылали мне свои поправки, я их готовила, в том числе, для губернатора и Законодательного собрания. Многое из предложенного вошло в поправки, остальное, по возможности, будет включено в законы. Чувствую свою ответственность за это перед жителями.
ПРЕЗИДЕНТ ЖДЕТ МНЕНИЕ НАРОДА
Поверьте, дорогие земляки, поправки в Конституцию Российской Федерации написаны для нас с вами. И очень многие из этих поправок предложены нами – жителями России. Когда мне сообщили о том, что надо будет в рабочей группе по подготовке поправок в Конституцию Российской Федерации представлять интересы людей, расстроилась – я знаю преамбулу действующей Конституции наизусть, считаю главу вторую по правам человека и гражданина лучшей в мире. Очень боялась, что не удастся отстоять эти достижения нашего народа, которые не только прочно вошли в Конституцию, но и вплетены в нашу жизнь.
На первом же заседании Владимир Владимирович Путин сказал, что не будем менять ни одного слова ни в первой, ни во второй, ни в девятой главах Конституции. Отлегло от сердца.
В итоге не только эти главы сохранены как неисчерпавшие себя, но и преамбула с ее уникальным языком тоже. Первые поправки внес Президент России. И даже в его предложения вносились поправки, группу депутатов не устроило слово регулярная индексация пенсии, и мы долго обсуждали с участием экспертов, не лучше ли будет ежегодная. В итоге появилась фраза – не реже одного раза в год.
Я привыкла нести ответственность перед вами и потому всегда при принятии любой поправки думала: «А что это даст нашему человеку?». Я всегда голосовала за поправки врача-кардиохирурга Лео Антоновича Бокерия, знаменитого доктора Леонида Михайловича Рошаля – они смело боролись за интересы здравоохранения. И сегодня в Конституции сфера здравоохранения укреплена.
Но не менее внимательно я отнеслась к вашим предложениям, которые направляли в наш с сопредседателем рабочей группы Павлом Владимировичем Крашенинниковым, депутатом Государственной Думы от Свердловской области, адрес. Их к нам поступило 204. Писали жители всей области. И многие предложения частично были учтены в поправках к Конституции.
Я подготовила несколько публикаций о внесённых поправках, которые вызвали наибольший интерес общества. Они небольшие, прочтите их, пожалуйста, и подумайте, может, не стоит верить высказываниям в социальных сетях авторов, которых не устраивают наши поправки в Конституцию. Не каждому они близки. Но мне кажется, нам с вами их не хватало в действующем Основном законе. Теперь эти поправки будут служить нам.
Действующая Конституция России принята путем всенародного голосования (референдума). В нём приняли участие 58 миллионов 187 тысяч 755 россиян, или 54,8% зарегистрированных избирателей. За принятие Конституции проголосовало 32 миллиона 937 тысяч 630 избирателей (58,4%).
Со дня принятия 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации несколько раз корректировалась. С 1996 года по 2008 год в неё был внесен ряд изменений, связанных с укрупнением субъектов Федерации, а также изменением их названий.
В декабре 2009 года в Основной закон были внесены более существенные поправки – об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы, расширены контрольные полномочия Государственной Думы. В 2014 году в Конституцию вносились изменения в связи с объединением Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также в связи с уточнением статуса членов Совета Федерации.
Порядок внесения изменений и пересмотр положений Конституции РФ предусмотрен главой 9 Конституции и Федеральным законом от 4 марта 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в форме закона РФ о поправке к Конституции, и для вступления закона в силу предусмотрена особая процедура.
Процедура принятия нового Закона о поправке к Конституции Российской Федерации полностью соблюдена, но в самом законе имеется статья 3, в которой прописана процедура вступления поправок в силу. В частности, предусмотрена Проверка Конституционным судом. Суд уже принял решение, что поправки конституционны, и проверил предложенную процедуру голосования на соответствие главам 1, 2 и 9 Основного закона нашей страны.
Следующая стадия – процесс одобрения гражданами. Изменения в Конституцию России, считаются одобренными, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Тогда изменения в Основной закон вступают в силу со дня опубликования результатов общероссийского голосования. Если за изменения в Конституцию проголосует менее половины граждан, принявших участие в голосовании, то поправки не считаются одобренными и не вступают в силу.
Дата голосования была установлена предварительно на 22 апреля. Потом принято решение о переносе на более поздний срок в связи с распространением коронавирусной инфекции.
После общероссийского голосования, если поправки будут одобрены россиянами, Президент издаст указ об официальном опубликовании Конституции с внесенными в нее поправками и указанием даты их вступления в силу. Наш Президент ждет мнение народа.
ПОСЛАНИЕ ВСЕМ, КТО ХОТЕЛ БЫ ПЕРЕСМОТРЕТЬ НАШИ ГРАНИЦЫ, – ТЕРРИТОРИЯ РОССИИ НЕОТЧУЖДАЕМА
В перерывах между заседаниями рабочих групп по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации, в состав которой я была включена распоряжением Президента Российской Федерации, мы старались успеть многое на своих рабочих местах.
Мой постоянный сосед по заседаниям рабочих групп Владимир Львович Машков – актер волею Божией, сегодняшний руководитель театра Олега Табакова, - вернулся с гастролей с Дальнего Востока. С болью делился он тем, что говорили люди, доверяя ему как честному актеру и общественному деятелю. Люди переживали, что пока высокое собрание обсуждает поправки к Конституции России, которые должны сделать нас сильнее, какие-то многочисленные комиссии предлагают рассматривать проблему передела границ, итогом которой могут стать отчуждения конкретных территорий от матушки России.
Владимир Львович не стал это скрывать. Он подготовил поправку в Конституцию. Его выступление перед Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным уже вошло в историю. Вы, конечно, помните его слова о том, что нельзя отчуждать территории России и даже вести переговоры по этому поводу: Отдавать нельзя. Железобетонно
Статью 67 Конституции Российской Федерации предполагается дополнить новой частью 2.1, в которой сформулированы нормы, связанные с защитой суверенитета и территориальной целостности нашей страны. Устанавливается запрет на действия, направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям.
Сейчас в Уголовном кодексе есть статья 280.1 со схожей формулировкой («Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации»). Однако совершенно очевидно, что вопрос о стабильности наших границ и недопустимости отторжения частей российской территории необходимо решить в Основном законе.
К сожалению, мы часто стали слышать голоса тех, кто хотел бы пересмотреть наши границы, отобрать у России часть территорий – например, Курильские острова, Крым или Калининград. Появляются публикации, в которых открыто поднимается вопрос о ревизии сложившихся по окончании Второй мировой войны границ бывшего Советского Союза. Кстати, вопрос этот ставится в отношении именно России, а не других государств, например, европейских.
Считаю, что закрепление в нашей Конституции таких запретов поставит точку в бессмысленных спекуляциях на тему принадлежности частей нашей территории, позволит минимизировать риски, что в ходе каких-то переговоров отдельных ведомств или отдельных политических лидеров территориальная целостность России может быть нарушена.
ЗАЩИТИТЬ ИСТОРИЧЕСКУЮ ПАМЯТЬ, ПРАВДУ И ЦЕННОСТИ НАШЕГО НАРОДА
Я всегда старалась и стараюсь общаться с участниками Великой Отечественной войны. И недавно мне посчастливилось провести цикл радиопередач на «Радио Урал» Свердловской государственной телерадиокомпании вместе с сильной и опытной ведущей Ольгой Николаевной Дерябиной. Уже вышло в эфир пять передач.
Мурашки по коже, слезы на глазах, боль сердечная – все это состояние после передачи остается с нами – ведущими и большим сообществом радиослушателей. Фронтовики, медицинские сестры, блокадницы, труженики тыла, дети войны… Всех их объединяет не только радость победы, но и горечь, что нашу Победу пытаются украсть не только иные страны, но даже какие-то деятели из граждан России.
Дошло то того, что уроки истории своим коллегам проводил наш Президент. Владимир Владимирович Путин с архивными документами в руках последовательно и уверенно доказывал ту правоту, которую нам обеспечили наши деды и прадеды, одержавшие Победу над вероломным врагом.
И когда я зачитывала моим великим уральским собеседникам строчки из поправок к Конституции, которые предложил директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский, они говорили с радостью: Нас услышали!
Конституцию Российской Федерации предлагается дополнить новой статьёй 671. По существу, эта статья посвящена нашей исторической памяти, нашим корням.
Вот как сформулированы эти положения. «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство.
Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается.»
Теперь многие хорошо понимают, что осмысление исторической памяти имеет очень важное значение в формировании гражданской солидарности в обществе, в обеспечении связи поколений, в сопричастности граждан государству. Можно даже сказать, что историческая память является ценностью, которая значимым образом определяет и социальное, и политическое поведение.
Что далеко ходить за примерами? Мы совсем недавно отмечали 75-летие нашей великой Победы в войне с фашизмом. А сколько было попыток принизить этот юбилей и значимость подвига народа. К сожалению, это можно было наблюдать и в определенных сегментах российского информационного поля: неуместная ирония, стремление представить память о Великой Отечественной войне и Победе исключительно как пресловутую «пропаганду режима» и т. п.
Пусть будет в нашей Конституции такая статья. Мы – не «Иваны, не помнящие родства». Будем чтить память тех, кто отдал жизни за наше Отечество, и защищать историческую правду.
ОТЧЁТНОСТЬ ЦЕНТРОБАНКА РОССИИ ПЕРЕД ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ПОДНЯТА НА КОНСТИТУЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ
Казалось бы, какое значение имеет статья об отчетности Центрального банка к народу? Мы же привыкли, что все это высоко и далеко. Но в последние годы появился вал обращений о кредитных проблемах. Этих проблем настолько много, что люди, страдающие от деятельности микрофинансовых организаций, кредитно-потребительских кооперативов, а иногда и классических банков, - шли потоком на прием к Уполномоченному по правам человека в каждом городе и районе.
Я пыталась понять, почему контролирующий орган – Центральный банк Российской Федерации – никогда не озвучивал проблемы, с которыми столкнулись миллионы россиян. Трудно было понять, почему подотчетность банка была непубличной. Попросила Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина во время встречи с государственными правозащитниками помочь людям создать систему кредитно-потребительских кооперативов более безопасными для населения. Президентом были даны поручения Правительству РФ, Центральному банку РФ, МВД РФ подготовить соответствующие предложения.
Когда встречу с Президентом России услышали люди, то ко мне посыпались массовые обращения с просьбой внести поправку в Конституцию об открытости Центрального банка. Я посоветовалась с сопредседателем рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Основной закон депутатом Государственной Думы от Свердловской области Павлом Владимировичем Крашенинниковым. Поправка появилась. И она нам нужна. Сегодня я убеждена, народ должен знать о деятельности Центрального банка.
Напомним, статья 103 Конституции Российской Федерации, определяющая круг вопросов, относящихся к ведению Государственной Думы, дополняется в части 1 новым пунктом «г1», предусматривающим заслушивание ежегодных отчётов Центрального банка Российской Федерации.
Что легло в основу такой инициативы, и как она связана с эффективностью управления государством?
Когда мы говорим об эффективности управления государством, мы имеем в виду и парламентский контроль как одно из средств повышения уровня ответственности, эффективности работы всей исполнительной власти, государственных органов, а также структур, которые не входят в систему публичной власти, но призваны обеспечить стабильность и безопасность России.
В действующем Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» сегодня есть положение о представлении в Государственную Думу годового отчёта. И всё же важно отчётность Центробанка поднять на конституционный уровень. В Основном законе обязательно должна быть закреплена возможность Государственной Думы провести слушания по отчёту, в котором Центробанк не только отчитывается о своей деятельности, но и анализирует состояние экономики, финансового рынка, национальной платежной системы, и другие показатели.
ЧИНОВНИКИ ОБЯЗАНЫ БЫТЬ ПАТРИОТАМИ
Когда Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин предложил внести в Конституцию Российской Федерации поправки, связанные с запретом руководителям государства иметь второе гражданство, счета и имущество за рубежом, я поверила, что двойные стандарты для руководителей страны уйдут в историю, горькую и неприятную. В Интернете мы видели какие-то сообщения о счетах, имуществе некоторых наших руководителей и тихо этим возмущались.
Я порадовалась, что двойные стандарты – на словах одно, а на деле другое – уходят в прошлое. И главное, руководители страны будут подбираться уже из другого списка – патриотичного. Мне показалось, что в числе людей, которые не имеют гражданство и счета за рубежом, должен быть и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации – эта должность, которая часто лоббируется самыми разными структурами. Убеждена, что это должен быть человек с чистыми намерениями. Конечно, вносить поправки – дело ответственное. Но я все-таки это сделала: уж слишком важно для меня, посвятившей службе государственной правозащиты большую часть своей жизни, чтобы следующие поколения Уполномоченных по правам человека жили и работали во имя своего народа.
В итоге в статью 103 было включено и это требование к кандидату в Уполномоченные по правам человека. И теперь я спокойна: если поправки будут приняты, Наши руководители будут думать о нас.
В Конституцию Российской Федерации вносятся поправки, которые устанавливают дополнительные требования к чиновникам.
Члены Правительства, губернаторы, руководители федеральных государственных органов, судьи, прокуроры, парламентарии – члены Совета Федерации (сенаторы) и депутаты Государственной Думы не могут иметь гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Им также запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России.
Такие же запреты вводятся в отношении должности Президента Российской Федерации.
Фактически чиновникам уже давно запрещено иметь двойное гражданство. Например, в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» чётко прописано, что человек с двойным гражданством не имеет права быть гражданским служащим. Зачем же сейчас, в 2020 году, потребовалось дополнительно закреплять это в Конституции?
Действительно, на уровень Основного закона подняты те ограничения, которые действуют сейчас, только значительно расширен круг лиц, кого эти ограничения касаются.
А для чего это сделано – объяснение простое. Работающие для россиян чиновники обязаны быть патриотами, чтобы понимать и решать все проблемы, которые сваливаются на обычных людей, разделять их ценности и смотреть с ними в одну сторону. Разве может быть как-то иначе?