г. Березовский, ул. Театральная, д. 9

Транспортная прокуратура Свердловской области разъясняет: электронные трудовые книжки, экспорт культурных ценностей и многое другое

Об электронных трудовых книжках

Федеральным законом Российской Федерации от 16.12.2019 № 439-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации о порядке формирования с 1 января 2020 года сведений о трудовой деятельности в электронном виде (далее – Федеральный закон).

Указанным Федеральным законом Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен статьей 66.1, согласно которой работодатель обязан формировать в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника и представлять ее для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.

Наряду с этим, в сведения о трудовой деятельности включается информация о работнике, месте его работы, его трудовой функции, переводах на другую постоянную работу, об увольнении работника с указанием основания и причины прекращения трудового договора.

Регламентированы способы получения работником сведений о трудовой деятельности на бумажном носителе или в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, Федеральным законом от 16.12.2019 № 439-ФЗ предусмотрена обязанность работодателя об уведомлении по 30 июня 2020 года включительно каждого работника об изменениях в трудовом законодательстве, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности с предоставлением права выбора между «бумажной» и «электронной» трудовой книжкой.

В тоже время и для работника установлена обязанность до конца 2020 года подать работодателю соответствующее заявление о ведении трудовой книжки или предоставлении сведений о трудовой деятельности в электронном виде.

В случае если работник подает заявление о том, что выбирает электронный вариант, работодатель обязан выдать ему трудовую книжку на руки.

С этого момента работодатель не отвечает за ее ведение и хранение, не делает выписку из трудовой книжки по просьбе работника.

Сведения о трудовой деятельности работников, впервые поступающих на работу после 31 декабря 2020 года, будут формироваться в электронном виде без оформления трудовой книжки.

Непредставление или нарушение срока представления отчетности о товарах, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), влечет административную ответственность

Приказом Федеральной таможенной службы России от 04.04.2019 № 592 утверждены способы представления отчетности лицами, пользующимися и (или) владеющими товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), формы отчета о соблюдении условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) лицами, пользующимися и (или) владеющими товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), порядка ее заполнения, а также порядка и сроков представления такой отчетности (далее – приказ).

В соответствии с пунктом 3 Приложения № 1 к приказу представление отчетности осуществляется лицом, фактически пользующимся и (или) владеющим товарами за период использования товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска).

Согласно пункту 5 Приложения № 1 к приказу установлено, что отчетность представляется не позднее 15 июля и 15 января каждого календарного года за предшествующие полгода в таможню, в регионе деятельности которой осуществлен выпуск временно ввезенных товаров.

Непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.


В каких случаях жалоба гражданина может быть оставлена органами прокуратуры без рассмотрения или без ответа?

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 (далее – Инструкция).

При рассмотрении обращений могут возникнуть исключительные обстоятельства, препятствующие их разрешению по существу. К ним относятся:

1. Отсутствие сведений, достаточных для его разрешения (п. 2.9 Инструкции).

Такие обращения подлежат возврату заявителю с предложением восполнить недостающие данные и разъяснением порядка рассмотрения обращения при последующем поступлении в органы прокуратуры после устранения причин, препятствовавших рассмотрению.

При поступлении обращения в форме электронного документа заявитель уведомляется по электронной почте о невозможности разрешения обращения с предложением восполнить недостающие данные. 

В случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, о чем в течение 7 дней со дня регистрации сообщается гражданину, направившему обращение.

2. Направление обращения, содержащего аудиозаписи и (или) видеозаписи, ссылку (гиперссылку) на контент интернет-сайтов, являющихся хранилищем файлов аудиозаписей и видеозаписей, иных информационных файлов, без изложения сути заявления, жалобы (п. 2.9 Инструкции).

3. Поступление обращения, содержание которого свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры (п. 2.10 Инструкции). Об этом в течение 7 дней со дня регистрации автору обращения направляется мотивированное сообщение.

4. Случаи, когда текст письменного обращения не поддается прочтению (п. 2.11 Инструкции), об этом в течение 7 дней со дня регистрации сообщается автору обращения, если его фамилия и адрес поддаются прочтению, с одновременным возвращением обращения заявителю и разъяснением права повторного обращения по данному вопросу.

5. Содержание в обращении нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи. В этом случае оно может быть оставлено без ответа по существу. Заявитель уведомляется о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом на обращение с жалобой (п. 2.12 Инструкции).

При наличии в таком обращении данных, указывающих на признаки преступления, оно направляется для проверки в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

6. Поступление обращения, лишенного по содержанию логики и смысла, при наличии решения суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического расстройства (п. 2.13 Инструкции).

7. Отсутствие в обращении сведений о лице, направившем его (фамилии или почтового адреса), по которому должен быть направлен ответ (п. 2.8 Инструкции). Если такое обращение содержит сведения о нарушении закона, требующем принятия мер прокурорского реагирования, оно подлежит проверке, однако ответ на него не дается.

В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений (п. 2.15 Инструкции).

Также Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкцией предусмотрена возможность прекращения переписки в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу, и не приводятся новые доводы или обстоятельства. Решение о прекращении переписки с гражданином по данному вопросу принимается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным либо уполномоченным на то лицом. При этом должно быть соблюдено условие, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О принятом решении уведомляется гражданин, направивший обращение.


Экспорт культурных ценностей

Движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение отнесены законодателем к культурным ценностями.

В силу особого статуса законом предусмотрен особый порядок их вывоза как с территории Российской Федерации, так и с таможенной территории Евразийского экономического союза.

Не подлежат вывозу без обязательства их обратного ввоза следующие культурные ценности, за исключением случаев, установленных настоящим Законом: культурные ценности, имеющие особое значение, за исключением случаев вывоза таких культурных ценностей физическим лицом - их автором; культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, иных государственных и муниципальных организациях Российской Федерации, осуществляющих постоянное хранение культурных ценностей; культурные ценности, включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации, Музейного фонда Российской Федерации, в национальный библиотечный фонд, в том числе находящиеся в частной собственности; археологические предметы.

Вывоз культурных ценностей, в отношении которых установлен разрешительный порядок вывоза, осуществляется физическими лицами для личного пользования на основании заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей, а индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами - на основании лицензии на вывоз культурных ценностей, которые выдаются Минкультуры России.

К числу обязательных документов, необходимых для выдачи физическим лицам заключения (разрешительного документа) относится: копия документа, удостоверяющего личность, список культурных ценностей с их описанием и фотографиями в цветном исполнении, экспертное заключение, полученное по результатам экспертизы культурных ценностей.

Экспертиза проводится на договорной основе экспертами по культурным ценностям. Необходимую информацию о наличии таких экспертов можно узнать, воспользовавшись информационным государственным ресурсом - реестром экспертов по культурным ценностям, размещенным в сети Интернет.

Заявителю может быть отказано в выдаче разрешительных документов, если: непредставлены документы, необходимые для выдачи заключения, либо такие документы содержат неполные и (или) недостоверные сведения; культурная ценность не подлежит вывозу без обязательства обратного ввоза; культурная ценность находится в розыске.

В случае отсутствия оснований для отказа в выдаче разрешительного документа ценностей уполномоченный орган принимает решение о выдаче разрешения и не позднее 20 рабочих дней со дня регистрации соответствующего заявления выдает заявителю разрешительный документ при подтверждении сведений об уплате государственной пошлины.

Лицензия на вывоз культурных ценностей выдается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и правом Евразийского экономического союза федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на выдачу таких лицензий, на основании согласованного с уполномоченным органом заявления физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, или юридического лица о выдаче лицензии на вывоз культурных ценностей.

Согласование заявления о выдаче лицензии на вывоз культурных ценностей осуществляется уполномоченным органом посредством выдачи заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей, осуществляемой уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявления физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, или юридического лица о выдаче заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей и прилагаемых к нему документов.

Заявление должно содержать информацию о собственнике культурных ценностей, об основаниях возникновения у него права собственности на заявленные к вывозу культурные ценности, а также об основаниях возникновения у заявителя, не являющегося собственником этих культурных ценностей, права владения ими. К заявлению прилагаются: экспертное заключение, содержащее вывод об отнесении исследуемых движимых предметов к культурным ценностям, в отношении которых установлен разрешительный порядок вывоза; копия внешнеторгового договора (контракта) с приложениями и (или) дополнениями к нему, а в случае отсутствия внешнеторгового договора (контракта) копия иного документа, подтверждающего намерения заявителя в отношении вывозимых культурных ценностей, подписанные заявителем; копии документов, подтверждающих право владения вывозимыми культурными ценностями, подписанные заявителем; письменное согласие собственника культурных ценностей на вывоз культурных ценностей в случае, если к вывозу заявлены культурные ценности, не находящиеся в собственности заявителя; список культурных ценностей в двух экземплярах с их описанием; фотографии культурных ценностей в цветном исполнении в двух экземплярах.

Лица, осуществившие незаконные вывоз культурных ценностей, несут уголовную ответственность, предусмотренную ст. 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (контрабанда культурных ценностей).


Внесены изменения в Федеральный закон «Об экстремистской деятельности»

Федеральным законом от 02.12.2019 № 421-ФЗ внесены изменения в статью 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», согласно которым экстремистской деятельностью признается, в том числе  использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций. Исключение составляют случаи использования названной атрибутики или символики, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии.

Согласно закону, экстремизмом не будет являться публичное демонстрирование нацисткой символики или атрибутики в случаях использования их в произведениях науки, литературы, искусства, а также в информационных, учебных и просветительских целях при условии осуждения нацизма и экстремизма и отсутствии признаков их пропаганды или оправдания.