г. Березовский, ул. Театральная, д. 9

Права потребителя при выявлении недостатков в сотовом телефоне

Ежедневно мы совершаем покупки в магазине, не задумываясь при этом о своих правах и обязанностях. В большинстве случаев нам не приходится отстаивать свои права при приобретении товара, но возникают моменты, когда права отстоять надо, но неизвестно, как это сделать. 

Например, Вы приобрели сотовый телефон, который давно мечтали приобрести, однако спустя какое-то время в нем проявились недостатки, которые не позволяют использовать приобретенный телефон по назначению. 

Что делать в такой ситуации, и какие права есть у потребителя в случае обнаружения недостатков товара? 

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусматривает, что в подобной ситуации потребитель в течение гарантийного срока товара вправе предъявить как к продавцу, так и к организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий, следующие требования:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Вместе с тем современные телефонные аппараты, имеющие сенсорный экран, Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924, отнесены к категории технически сложных товаров, для которых есть особенности возврата.

Так, Закон предусматривает, что в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Для определения является ли недостаток телефона, выявленный Вами, существенным, необходимо обратиться к продавцу либо организации, уполномоченной на принятие претензий, с ПРЕТЕНЗИЕЙ, в которой указать конкретные недостатки телефона и свои требования. Продавец либо организация, уполномоченная на принятие претензий, обязаны принять телефон и направить его на проведение проверки качества (которая проводится не более 20 дней). Итогом проведения проверки качества является акт, который вручается потребителю.

В случае несогласия с итогами проведенной проверки качества товара Вы вправе требовать от продавца либо организации, уполномоченной на принятие претензий, проведения экспертизы товара за их счет. Однако не следует забывать, что в случае получения экспертного заключения не в Вашу пользу расходы на проведение экспертизы будут возложены на Вас.

Что же делать, если ответ на претензию не будет дан вовремя?

В такой ситуации Закон предусматривает ответственность продавца либо организации, уполномоченной на принятие претензий, за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя в виде неустойки в размере 1% стоимости товара за каждый день просрочки.

Но если продавцом все-таки оказано в удовлетворении требований потребителя?

В случае отказа исполнителя от удовлетворения претензии в добровольном порядке потребитель вправе обратиться за защитой своего нарушенного права в суд.

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд: 

- по месту жительства или пребывания истца;

- по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель – по месту его жительства. Если иск к организации связан с деятельностью ее филиала или представительства – по месту нахождения филиала или представительства;

- по месту заключения или исполнения договора.

Напоминаем, что для получения консультации по вопросам защиты прав потребителей, а также за помощью в подготовке претензии или искового заявления Вы можете обратиться в Консультационные пункты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Свердловской области в Орджоникидзевском, Железнодорожном районах города Екатеринбурга, городе Березовский, городе Верхняя Пышма», расположенные по адресам:

- г. Екатеринбург, ул. Московская, 49 (часы работы понедельник-пятница, с 9-00 до 17-00 часов);

- г. Верхняя Пышма, пр. Успенский, 5 (часы работы понедельник, пятница, с 9-30 до 15-30 часов);

- г. Березовский, ул. Гагарина, 6а (часы работы вторник, четверг с 9-30 до 15-30 часов).